Себя показать, на других посмотреть ( 28.02.2017 )    Приумножая народные традиции ( 26.02.2017 )    Наша сила – в сотрудничестве ( 01.02.2017 )    Разнообразие культур, общность целей ( 26.01.2017 )    Вручены высокие награды Родины ( 25.01.2017 )   


К. ШАДМАНОВ,
заведующий кафедрой иностранных языков
Научно-учебного центра АН РУз,
доктор философских наук

Истоки толерантности в истории философии востока

Разработанные философией Возрождения диалектически-целостные представления о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса не исчерпаны той конкретно-исторической формой, в которую они были воплощены в творчестве мыслителей XIV—XVII веков. Предложенные ими идеи и конкретные решения принадлежат истории, а поставленные ими проблемы устремлены в будущее. Не случайно в историко-философских исследованиях последних лет, особенно в условиях нового геополитического видения и пространства, диалектические идеи философии Возрождения обретают новую жизнь, получая новое звучание.
В современном обществе, когда наука и техника приобретают все большее значение в качестве определяющего фактора общественного развития, постоянно возрастает роль научного знания — оно становится необходимостью. Научное знание не только открывает неограниченные перспективы развития цивилизации, но и на основе рационального подхода решает проблему выбора пути, по которому она (цивилизация) может пойти, определяет ее возможности, конкретизирует цели, разрабатывает средства и методы их достижения.
Однако, развитие науки в своих основных тенденциях опирается и на то, что называется веками сложившейся культурой, на ее гуманистические традиции и идеалы. Немаловажную роль в этом сыграла и философия. Начиная с древнейших времен, человек и мир человека были в центре внимания мыслителей. Глубокое понимание того, что именно человек, его потребности, стремления и чаяния должны быть главным смыслом и целью всего общественного развития, утверждение высоких нравственных и духовных ценностей составляют смысл истинно великих эпох, имеющих непреходящее значение для всего человечества.
Исходя из этого, при изучении эволюции философии Возрождения особое значение обретают такие малоисследованные проблемы, как толерантность. Это имеет важное значение, поскольку дает возможность рассмотреть все составные части истории философии не только в их функциональных связях и зависимостях, но и в конкретно-историческом социокультурном контексте с целью адекватного и более полного воссоздания действительного процесса взаимодействия и взаимовлияния учений и идей. Тем самым убедительно доказывается, что художественное познание действительности шло параллельно с ее научным познанием, то есть процесс творчества в плане и философского, и художественного мышления, рассматривается в единой системе культурной деятельности, исторически изменяющейся культурной среды и формируемого ею образа жизни.
Естественно, что при таком подходе выходит на первый план и играет далеко не последнюю роль фактор толерантности.
Особый интерес представляет понимание того, что противоречивость обновления философского сознания не только отражает противоречия обновления жизни народа. Она есть неотъемлемый элемент этой жизни, один из ее первых двигателей. Поэтому проникновение в сущность и тенденцию процессов, совершающихся в философском сознании, представляет собой важную предпосылку глубокого понимания всей совокупности процессов развития общества исследуемого периода в плане сопоставительного изучения культур Востока и Запада.
В этом отношении чрезвычайно интересной и убедительной представляется мысль о том, что одним из малоисследованных духовно-философских источников становления и развития толерантности в истории английской философии явилось все то прогрессивное, что было создано в философии народов Востока. Особенно это касается философской мысли Центральноазиатского региона IX—XIII веков, которая оказалась достоянием Запада XIV—XVII столетия, сумевшего направить развитие этого наследия, особенно достижений восточных перипатетиков, по новому руслу. Именно таким путем те черты культурно-духовной, философской мысли, которые возникли не на арабской почве, были, тем не менее, восприняты и ассимилированы как арабо-мусульманской, так и европейской культурой и философией. Этот вывод составляет особую ценность, так как в контексте общемусульманского и европейского освоения именно эти ценности культурно-духовной и философской мысли, преодолев свою этно-территориальную, географическую и временную ограниченность, стали приобретать универсальный характер.


Себя показать, на других посмотреть

Весна – это Навруз. Такую аналогию проводит творческая молодежь, которая в это время готовится к встрече праздника. Активными участниками неизменно становятся ребята из национальных культурных центров.
28 Февраль 2017 13:54 | прочитана 292 раз

Приумножая народные традиции

В связи с 25-летием образования Республиканского интернационального культурного центра Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что царящая в нашей республике атмосфера дружбы и сплоченности – важнейший фактор мира и стабильности, повышения эффективности проводимых реформ, роста авторитета Узбекистана на международной арене.
26 Февраль 2017 13:52 | прочитана 213 раз

Наша сила – в сотрудничестве

В Ташкенте в целях подробного изучения сути и значения выступления Президента Республики Узбекистан «Межнациональное согласие и дружбы – важный фактор мира и процветания нашей страны» на встрече, посвященной 25-летию образования Республиканского интернационального культурного центра, определения задач состоялось духовно-просветительское мероприятие.
01 Февраль 2017 13:22 | прочитана 215 раз