Себя показать, на других посмотреть ( 28.02.2017 )    Приумножая народные традиции ( 26.02.2017 )    Наша сила – в сотрудничестве ( 01.02.2017 )    Разнообразие культур, общность целей ( 26.01.2017 )    Вручены высокие награды Родины ( 25.01.2017 )   

Содержание

КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ

В книге «Маснавийи маънави» классика мировой литературы  Джалаледдина Руми,  жившего в XIII веке,  есть очень поучительная притча.  
Однажды в пути встретились четверо незнакомых людей и,  познакомившись, вместе продолжили свой путь. Один из них был тюрок, другой – перс, третий – араб, а четвертый – грек. В дороге они изрядно проголодались, но денег у них не было. Случайно рядом с ними проезжал на коне один богатый человек и, узнав об их бедственном положении, подарил им одну монету. Возник спор, что купить на эту монету. Тюрок сказал: «Давайте пойдем на базар и купим «узюм». Перс сказал: «Нет, лучше купить «ангур». Араб возразил: «Самое лучшее это «эйнаб». Грек тоже вмешался в разговор и спросил: «Не лучше ли купить «истафил»?» Разногласия  между ними переросли в ссору, дошедшую до драки. В это время проходил рядом с ними путник, знавший много языков. Узнав у них, в чем дело,  он воскликнул: «Эй, глупые, вы же говорите об одном и том же, только на разных языках. Идите на базар и купите виноград». Они пошли на базар, купили виноград и, насытившись, продолжили свой путь.

Великий мыслитель хотел этим сказать, что все разногласия и ссоры происходят от того, что люди не понимают друг друга и тогда, когда одни не считаются с потребностями других людей. Одним словом, когда им не хватает культуры толерантности. Отсюда следует вывод: основа стабильности и мира в многонациональном государстве – это толерантность.
Воспитание культуры толерантности в Узбекистане имеет многовековую историю. Этому способствовали и произведения поэтов и мыслителей Востока, таких как Руми, Саади, Навои, Бабур и другие. И вовсе не случайно, что героями произведений Навои являются представители разных народов: и тюрок, и перс, и грек, и китаец, и армянин.
 Вот что пишет о культуре толерантности узбеков Февзи Якубов, герой Украины, ректор Крымского государственного индустриально-педагогического института, один из представителей крымскотатарского народа, высланного из родных мест в Узбекистан во время сталинского режима: «Когда речь идет о достижениях мировой цивилизации, их, как правило, оценивают вкладом Греции и Италии в науку, Англии и Франции в культуру, Германии и Америки в технику, Японии и Швеции в технологию. Если этот список продолжить вкладом в добро, мир, любовь к ближнему, то в первые строчки надо обязательно вписать Узбекистан. И, если по этим бесценным человеческим ценностям проводилась бы рейтинговая оценка между народами и странами, то, без сомнения один из самых высоких рейтингов имели бы узбекский народ и Узбекистан».
Независимый Узбекистан перенял это историческое достояние и успешно его развивает. В основе всех государственных законов и национальной политики, выработанной в первые годы Независимости во главе с Президентом нашей страны Исламом Каримовым, лежат именно эти ценности. Благодаря этой политике, за годы независимого развития в нашей стране не было ни одного конфликта на межнациональной почве.
В Узбекистане имеется ряд институтов, проводящих в жизнь национальную политику государства. Среди них Республиканский интернациональный культурный центр, учрежденный в 1992 году. Сегодня он координирует деятельность уже 150 национальных культурных центров, оказывая им необходимую всестороннюю помощь. За годы независимости национальные культурные центры выросли не только количественно, но и качественно, превратились в авторитетные общественные организации.
В Узбекистане среднее и высшее образование ведется на семи языках – на узбекском, каракалпакском, русском, таджикском, казахском, туркменском и киргизском.  Издание учебных пособий для этих школ финансируются правительством. Кроме этого, во многих культурных центрах действуют воскресные школы и классы.  В них изучаются родной и другие языки, а также культура, искусство, традиции народа. Такие школы открываются по договоренности с местными отделениями народного образования при общеобразовательных  школах или в самом культурном центре, занятия в них проводятся в свободное от школьных занятий время. В воскресной школе при Русском культурном центре Узбекистана, например, изучают математику, химию, русский и английский языки, историю России. Успешно действуют воскресные школы в других национальных культурных объединениях, в том числе в Ассоциации корейских культурных центров Узбекистана, республиканских национальных культурных центрах – армянском, еврейском, польском, ташкентских городских национальных культурных центрах и обществах –  греческом, грузинском, китайском, татарском, литовском и других. За годы существования воскресных школ в Ташкенте татарские школы окончили 1042 человека, польские – 1500, еврейские и армянские – более 1000, немецкие – более 300, китайские – 420,  грузинские – 180, украинские – 240, литовские – 30 человек.
Деятельность Интернационального культурного центра и национальных культурных центров развивается при постоянном внимании и заботе со стороны  государства, которое высоко оценивает инициативный труд их активистов на благо страны. За годы Независимости из числа руководителей и активистов НКЦ более 70 наших соотечественников – представители 24 национальностей  награждены высокими государственными наградами. Так, например, герой Узбекистана Вера Пак, директор дома милосердия,  является членом Правления Хорезмского областного корейского культурного центра. Представители национальных культурных центров представлены во всех структурах государственной власти и Парламента Республики. Так, председатель Русского культурного центра Светлана Ивановна Герасимова является сенатором Олий Мажлиса, Народным учителем Узбекистана.
В Узбекистане телевидение и радио ведут свои передачи на десяти языках  (узбекском, каракалпакском, казахском, киргизском, таджикском, туркменском языках, а также на русском, татарском, уйгурском и азербайджанском).  Газеты и журналы издаются на восьми языках (узбекском, каракалпакском, русском, английском, казахском, киргизском, таджикском и туркменском).
На улицах наших городов звучит разноязычная речь. Сегодня в Узбекистане представители более 130 наций и народностей живут как члены одной дружной семьи – едиными заботами и радостями. Все это – плоды нашей культуры толерантности и, конечно же, правильной политики руководства страны. Еще  великий поэт и мыслитель Саади писал:

Всё племя Адамова – тело одно,
Из праха единого сотворено.
Коль тела одна только ранена часть,
То телу всему в трепетанье впасть.

                                   Насриддин МУХАММАДИЕВ,
                                   директор Республиканского интернационального
                                    культурного центра