Себя показать, на других посмотреть ( 28.02.2017 )    Приумножая народные традиции ( 26.02.2017 )    Наша сила – в сотрудничестве ( 01.02.2017 )    Разнообразие культур, общность целей ( 26.01.2017 )    Вручены высокие награды Родины ( 25.01.2017 )   


Р. НАЗАРОВ,
старший научный сотрудник
Института истории АН РУз,
кандидат философских наук

Толерантность в межэтнических и межконфессиональных отношениях

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Обретая разносторонние значения, термин «толерантность» все более совершенствуется в контексте современности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Число определений понятия «толерантность» постоянно пополняется. Согласно определению, данному в «Декларации принципов толерантности», «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» . Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному и социальному происхождению и т.д.
В истории человечества нетерпимость проявлялась всегда, порождая войны, религиозные преследования, идеологические противостояния, этнические конфликты. В повседневной жизни она выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе — в преследовании по расовому, национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических прав и свобод.
Многие великие философские умы очень жестко и критически относились к любым проявлениям нетерпимости: «Нетерпимость — слабость ума» (Пьер Буаст), «Нетерпимость — тиранство совести» (Адриан Декурсель), «Нужно быть очень сильным или очень безумным, чтобы осмелиться быть нетерпимым» (Вольтер), «Нетерпимость мешает великим замыслам» (Конфуций).
Социально-философский анализ тенденций мирового общественного развития показывает: чем выше социальное, этническое, конфессиональное, экономическое, политическое и т.д. разнообразие, тем острее проявляется необходимость поиска государством и обществом согласия в самых разных сферах жизни, в том числе и в такой деликатной сфере, как меж¬этнические и межконфессиональные отношения.
Западная политическая философия сформулировала необходимость терпимости для общества, которое не могло больше «терпеть нетерпимость» и религиозные войны, бушевавшие в XVI—XVII веках. Признание терпимости в качестве одного из основополагающих компонентов мира между этносами и конфессиями имело важное значение для исторического климата, способствовавшего появлению первых современных деклараций о правах человека, кульминацией которых стала появившаяся в середине ХХ века «Всеобщая декларация прав человека».
Российский философ Н.А. Бердяев отмечал: «Терпимость — добродетель свободолюбия, бережное отношение к человеческим душам, к их жизненному пути, всегда сложно и мучительно»1 . Восточная философия тоже много внимания уделяла вопросам толерантности. Беруни с осуждением относился к любой форме нетолерантности, нетерпимости, к тем, кто считает, что «земля — это их земля, люди — это представители только их народа, цари — только их правители, религия — только их вера, наука — только та, что у них имеется»2 .
Вообще слово «толерантность» является относительно новым понятием, и четкого, однозначного, общепринятого научного толкования этот термин пока еще не получил.
Поиск оптимальной меры согласия, диапазона толерантности становится одной из ключевых задач общества, государства, социально-гуманитарных наук. Решение этой задачи направлено на достижение социального доверия и толерантности как факторов межэтнического и межконфессионального согласия, экономического роста, социальной стабильности, личной безопасности граждан.
При этом надо помнить, что проявление толерантности (терпимости), которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или полной уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый индивид свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает также признание того, что люди могут различатья по этнической и конфессиональной принадлежности, внешнему виду, положению, языку, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.
Принципы толерантности, как и основные права и свободы, закреплены в законодательных актах и провозглашены в международных декларациях. Базовые документы — «Всеобщая декларация прав человека», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах».
Недопущение этнической, расовой, религиозной дискриминации закреплено, прежде всего, в «Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации», «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него», «Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам». В «Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации» отмечается: «всякая теория превосходства, основанного на расовом различии, в научном отношении ложна, в моральном — предосудительна, а в социальном — несправедлива и опасна и что не может быть оправдания для расовой дискриминации где бы то ни было: ни в теории, ни на практике»1 .
За 11 лет, прошедшие после принятия «Декларации принципов толерантности», можно отметить, что произошли определенные позитивные сдвиги в мировом общественном мнении. Во «Всеобщей декларации прав человека» отмечено, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира», «необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами»1 .
Отношения, основанные на консенсусе, строятся на фундаментальных принципах и нормах. Прежде всего, это добровольность признания субъектами друг друга в качестве участников общественных отношений. Решающим выступает фактор взаимной полезности, предполагающий взаимную заинтересованность сторон, уважение и учет их интересов, в частности, способность жертвовать частью собственных интересов ради общего блага.
Современная концепция прав человека является основой Конституции Республики Узбекистан2. Конституция выражает принцип, что не человек существует для государства, а государство существует для человека. Понадобились века, прежде чем эта мысль, утверждающая истинную иерархию ценностей, воплотилась в конституционную норму.
Политическим режимом, наиболее соответствующим атмосфере толерантности, является демократия. «Демократия» этимологически означает власть народа. Излишне здесь говорить о всех злоупотреблениях, порожденных демократией, но без нее нельзя. Много здесь зависит и от нравственного состояния народа. Общее образование, повышение общей и правовой культуры также способствуют толерантности.
Важным условием реализации подлинно толерантного мышления и поведения в полиэтническом, многонациональном, поликонфессиональном контексте является подлинная демократия. Она обеспечивает возможность для существования и развития широкого общественного мнения, в достаточной степени разумного и рационального в современных социальных условиях. Несомненным остается тот факт, чтотолерантность включает в себя абсолютное отрицание привилегированности любой социальной группы (этнической, расовой, конфессиональной и т.д.), в том числе и своей собственной, признание взаимного приоритета духовных ценностей всех групп.

Себя показать, на других посмотреть

Весна – это Навруз. Такую аналогию проводит творческая молодежь, которая в это время готовится к встрече праздника. Активными участниками неизменно становятся ребята из национальных культурных центров.
28 Февраль 2017 13:54 | прочитана 292 раз

Приумножая народные традиции

В связи с 25-летием образования Республиканского интернационального культурного центра Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что царящая в нашей республике атмосфера дружбы и сплоченности – важнейший фактор мира и стабильности, повышения эффективности проводимых реформ, роста авторитета Узбекистана на международной арене.
26 Февраль 2017 13:52 | прочитана 213 раз

Наша сила – в сотрудничестве

В Ташкенте в целях подробного изучения сути и значения выступления Президента Республики Узбекистан «Межнациональное согласие и дружбы – важный фактор мира и процветания нашей страны» на встрече, посвященной 25-летию образования Республиканского интернационального культурного центра, определения задач состоялось духовно-просветительское мероприятие.
01 Февраль 2017 13:22 | прочитана 215 раз