Себя показать, на других посмотреть ( 28.02.2017 )    Приумножая народные традиции ( 26.02.2017 )    Наша сила – в сотрудничестве ( 01.02.2017 )    Разнообразие культур, общность целей ( 26.01.2017 )    Вручены высокие награды Родины ( 25.01.2017 )   


А.Х. САИДОВ,
директор Национального
центра Республики Узбекистан
по правам человека,
доктор юридических наук, профессор

Узбекистан — страна исторической толерантности и культурного плюрализма

«Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» , гласит статья 1 Декларации принципов толерантности.
Узбекистан, с почти 27-миллионным населением, и географически, и политически составляет основу Центральной Азии. В этом регионе возникла одна из древнейших цивилизаций мира, здесь проходил Великий шелковый путь. История узбекского народа своими корнями уходит в глубь веков и насчитывает более трех тысячелетий.
Процветавшие на этой территории государства древнего Турана, Мавераннахра, Туркестана оставили яркий след в развитии мировой культуры и человеческой цивилизации. С древнейших времен известны всему миру такие города, как Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз, Термез, связи которых в глубине веков простирались от Китая до Испании, от Европы до Азии. Эти города славились не только величественными архитектурными ансамблями, но являлись культурными центрами, куда со всего мира стремились выдающиеся мыслители и творцы.
Сахибкирон Амир Темур, сделавший Самарканд столицей своего государства, покровительствовал ученым, философам, архитекторам, поэтам и музыкантам.
Духовные, познавательные, эстетические и правовые ценности занимали важное место в образе жизни, традиционной культуре нашего народа. Мы чтим и гордимся своей историейи великими предками — мыслителями Востока Ал-Бухари, Ат-Термизи, Ахмадом Яссави, Бахоуддином Накшбанди, Ал-Хорезми, Беруни, Ибн Сино, Навои, Улугбеком и другими, внесшими неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации.
В 1991 году, провозгласив свою государственную независимость, Узбекистан вступил в эпоху возрождения своих духовных и интеллектуальных ценностей, коренных преобразований в экономической, политической, социальной и правовой сферах.
Спустя более чем столетие узбекский народ, вновь став свободным, имеет возможность самому решать свою судьбу, приумножать культуру, обеспечить духовное возрождение.
В Узбекистане идет строительство демократического правового государства и светского справедливого гражданского общества с открытой рыночной экономикой и сильной системой социальной защиты. В трудные годы переходного периода мы достигли народного согласия по поводу необходимости, направлений и форм развития политических институтов, сделали ощутимые сдвиги в демократических преобразованиях, сохранили политическую стабильность, мир и межнациональное согласие.
Узбекскому народу исторически присуща общинная социальная самоорганизация, корнями уходящая в традиционный уклад жизни. Он проявляется не только в приоритете интересов семьи, приверженности к общинному характеру жизнедеятельности населения, но и накладывает отпечаток на всю социальную структуру общества. Чертами общины обладают и многие формы действующей системы организации производства и труда.
Сам Узбекистан можно рассматривать как некую общину, где нельзя зажиточно и достойно жить без взаимного уважения и прочного порядка, без строгого исполнения своих обязанностей и взаимной заботы. Поэтому выбор Узбекистаном собственного пути перехода к социально ориентированной рыночной экономике в определенной мере связан и с учетом национально-исторического уклада жизни, образа мыш¬ления, народных традиций и обычаев.
В начале XXI века стало очевидным, что в мире нет универсальных, одинаково приемлемых для любой страны моделей общественно-политического и социально-экономического развития. Практически стерлись грани между ортодоксальными понятиями — «капиталистический» и «социалистический», назрела необходимость формирования нового, свободного от идеологических догм мышления, раскрывающего все многообразие форм и путей перехода каждой страны к качественно новому состоянию.
Принятая 8 декабря 1992 года принципиально новая, первая Конституция суверенного Узбекистана получила высокую оценку международных независимых экспертов. Она отвечает высоким критериям демократической конституции, гарантирует основные права и свободы человека. Статья 18 Конституции гласит: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения»1 .
В Узбекистане регулярно проводятся всенародные референдумы, свободные и альтернативные выборы главы государства, парламента, местных представительных органов, ор¬ганов самоуправления граждан, существует четкое разделение властей, развиваются многопартийность и институты гражданского общества, в том числе негосударственные некоммерческие организации и религиозные организации.
Для демократических реформ жизненно необходимы толерантность, стабильность общества и безопасность личности и государства. Без этого решать другие важные вопросы практически невозможно. Узбекистан твердо и последовательно выступает за обеспечение безопасности и стабильности во всех регионах, и прежде всего в Центральной Азии.
Естественно, что важнейшей гарантией и фундаментом формирования новых общественных отношений в государствах этого региона становятся стабильность, мир, межнациональное и гражданское согласие.
Сегодня в Узбекистане идет трудный, но динамичный и последовательный процесс либерализации всех сфер общественной жизни, становления политического и национального самосознания людей, духовного возрождения новых демократических ценностей, строительства открытого демократического правового государства и формирования институтов гражданского общества.
Успешное продвижение по пути демократических и рыночных реформ требовало учета специфики культурно-исторической почвы региона, а также менталитета, присущего узбекскому народу. «Самое большое наше достояние последних лет — это мир и стабильность, межнациональное и гражданское согласие в нашем общем доме. Понимание этой ценности и ее непреходящего значения с каждым днем растет в сознании наших людей»1 .
Отличительная черта современного Узбекистана — своеобразие его многонационального состава. Подавляющее большинство населения составляют узбеки — свыше 80%. Этническая палитра населения республики включает в себя представителей более 130 наций и народностей, имеющих свою самобытную культуру и веками освященные традиции. Исходя из этого, главным приоритетом национальной политики, проводимой Президентом Узбекистана Исламом Каримовым и Правительством страны, является создание равных условий и возможностей для развития представителей всех наций, гармонизации межнациональных отношений.
На возрождение национальных традиций, обычаев, обрядов, развитие духовности и культуры, гармонизацию межнациональных отношений направлена деятельность Республиканского интернационального культурного центра и более 140 национальных культурных центров, действующих в республике. Их активное участие в подготовке и проведении больших всенародных праздников, знаменательных событий в культурной жизни страны создает удивительную атмосферу душевной щедрости и теплоты, которая вновь и вновь позволяет испытывать чувство единой семьи, осознавать тот глубокий смысл, который вкладывается в слова: «Узбекистан — наш общий дом!»
Богатство и разнообразие культурных традиций народов, межнациональное согласие и духовное единение граждан особенно ярко проявляются во время проведения государственных праздников. Как правило, в эти дни проходят национальные и интернациональные концерты культурных центров, встречи с творческой интеллигенцией. Их дополняют праздничные программы, местом проведения которых становятся площади городов, парки, дворцы культуры, творческие союзы, гимназии, лицеи, библиотеки.
Донести до людей все многоцветие духовной жизни народов, и тем самым способствовать их сближению и взаимопониманию — вот в чем видят свое главное предназначение национальные культурные центры.
Само существование и активная деятельность националь¬ных культурных центров убедительно доказывают, что сегодня без этих общественных объединений практически невозможно успешное решение задач по совершенствованию межнациональных отношений, усилению интернационального воспитания, укреплению дружбы и взаимопонимания между народами.
Узбекистан всегда отличался духом межнационального уважения и согласия в условиях многонациональности и многоконфессиональности. Сохранению межнационального согласия в Узбекистане способствует законодательная база, соответствующая международным демократическим принципам, решающая все проблемы равноправия граждан республики.
История знает немало примеров, когда люди различных национальностей и вероисповеданий на протяжении многих столетий жили как одна семья. Убедительным доказательством тому является Узбекистан, который на протяжении тысячелетий был центром взаимодействия и сосуществования самых различных национальностей, религий, культур и традиций. Еще с древних времен здесь не только тесно соседствовали различные цивилизации — мусульманская, христианская, иудейская, буддийская и более древние, но и дополняли, обогащали друг друга. Именно на этой земле происходило глобальное взаимообогащение мировых культур на протяжении многих столетий. Поэтому не случайно сегодня в Узбекистане представлены 16 религиозных направлений и конфессий. С гордостью можно сказать, что на протяжении всей истории нашего народа у нас не было проявлений фактов преследования людей по национальному или религиозному признаку.
На протяжении всей своей истории узбекский народ всегда проявлял терпимость и уважение в отношении представителей других народов и конфессий. Этническая, культурная и религиозная терпимость и открытость стали естественными нормами, характерными чертами узбекского народа. Мир и спокойствие, религиозная и в целом идеологическая терпимость, переплетение и развитие культур, участие представителей различных наций и народностей на равноправной основе в жизни общества стали сегодня визитной карточкой Узбекистана.
Демократия и права человека полностью отвечают нацио¬нальным интересам Узбекистана, а также национальной идее нашего свободолюбивого народа.
Толерантность имеет у нас многовековые корни. Поэтому неудивительно, когда на территории Узбекистана наряду с бессмертными и вечными святынями ислама обнаруживаются уникальнейшие памятники буддийской культуры, открытые японским ученым-археологом Като в долине Сурхандарьи, иудейские памятники, места паломничества христиан.
Узбекистан, для народа которого толерантность была на протяжении веков его отличительной чертой, активно поддержал принятие «Декларации принципов толерантности» Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года. И в этом смысле примечателен тот факт, что «Декларация принципов толерантности» на узбекском языке была опубликована в 2000 году, который отмечался как международный год «Культуры мира».
В Узбекистане ежегодно 16 ноября широко отмечается Международный день, посвященный толерантности, путем организации специальных мероприятий и программ с целью распространения среди граждан идеи терпимости совместными усилиями государственных и неправительственных организаций и средств массовой информации.
В 2000 году участники Международного конгресса ЮНЕСКО по межрелигиозному диалогу и культуре мира приняли Ташкентскую декларацию, направленную на содействие межрелигиозному диалогу и сотрудничеству как важному шагу в борьбе за культуру мира. Ибо толерантность — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Толерантность — это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и верховенства права.
Суверенный Узбекистан как страна исторической толерантности и культурного плюрализма характеризуется следующими моментами.
Во-первых, основообразующим элементом для всех национальных, этнических и религиозных групп в Узбекистане является осознание Узбекистана как своей Родины.
Во-вторых, представители различных национальных, этнических и конфессиональных групп сосуществуют в обстановке полного согласия, понимания и взаимного уважения.
В-третьих, граждане Узбекистана вне зависимости от национальной принадлежности едины во мнении, что феномен толерантности и межэтнического согласия, имеющий место в суверенном Узбекистане, — это один из факторов стабильности и гражданского мира в нашем государстве.
В-четвертых, поэтапное и последовательное продвижение Узбекистана к демократическому правовому государству и социально ориентированной рыночной экономике непосредственно взаимосвязано с дальнейшим развитием и гармонизацией межэтнических и межконфессиональных отношений, взаимовыгодным партнерством титульной нации, как лидера, и национальных общин и общностей, их социальной солидарностью.
В-пятых, государством созданы условия для правового равенства, экономической и общественной свободы всех граждан вне зависимости от их национальной принадлежности.
В-шестых, титульная нация совместно с другими этническими группами составляет мощный потенциал стимулирования и ускорения процессов формирования целостного общественного сознания, а сложившиеся межнациональные отношения являются гарантом обеспечения мира и стабильности, достойной жизни каждой семьи.
В-седьмых, межэтническое и межконфессиональное согласие в Узбекистане в тесном сочетании с ростом национального самосознания и духовного возрождения узбекского народа является мощным импульсом обновления общества, его демократизации и создает «благоприятные условия для интеграции республики в мировое сообщество»

Себя показать, на других посмотреть

Весна – это Навруз. Такую аналогию проводит творческая молодежь, которая в это время готовится к встрече праздника. Активными участниками неизменно становятся ребята из национальных культурных центров.
28 Февраль 2017 13:54 | прочитана 292 раз

Приумножая народные традиции

В связи с 25-летием образования Республиканского интернационального культурного центра Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что царящая в нашей республике атмосфера дружбы и сплоченности – важнейший фактор мира и стабильности, повышения эффективности проводимых реформ, роста авторитета Узбекистана на международной арене.
26 Февраль 2017 13:52 | прочитана 213 раз

Наша сила – в сотрудничестве

В Ташкенте в целях подробного изучения сути и значения выступления Президента Республики Узбекистан «Межнациональное согласие и дружбы – важный фактор мира и процветания нашей страны» на встрече, посвященной 25-летию образования Республиканского интернационального культурного центра, определения задач состоялось духовно-просветительское мероприятие.
01 Февраль 2017 13:22 | прочитана 215 раз