Себя показать, на других посмотреть ( 28.02.2017 )    Приумножая народные традиции ( 26.02.2017 )    Наша сила – в сотрудничестве ( 01.02.2017 )    Разнообразие культур, общность целей ( 26.01.2017 )    Вручены высокие награды Родины ( 25.01.2017 )   


А.А. ХАСАНОВ,
заведующий кафедрой Ташкентского
исламского университета,
доктор исторических наук, профессор

К вопросу об обеспечении религиозной толерантности и межконфессионального согласия

Понятия «толерантность» (терпимость) и его антоним «нетерпимость» используются в различных сферах научной деятельности и общественной жизни: в политологии, социологии, философии, теологии, сравнительном религиоведении и исследованиях по социальной этике.
Диапазон этого понятия очень широк. Латинский глагол tolerare означает «терпеть», «переносить». Когда речь идет о религии, в русском языке употребляют слово «веротерпимость». Выражение «диний баІрикенглик», употребляемое в узбекском языке, адекватно этому. Основное значение слова «толерантность» — терпимое отношение человека к воззрениям других людей. Однако на основе простого этимологического анализа нельзя объяснить все значения этого слова. «Религиозная толерантность» включает в себя такие ключевые слова, как «религия», «конфессия», «вера», «свобода совести» и т.п.
С точки зрения сравнительного религиоведения имеются две разновидности религиозной толерантности, принципиально различающиеся друг от друга: «формально (внешне) проявляемая толерантность» и «внутренняя (позитивная) толерантность». То же самое можно сказать и в отношении нетерпимости человека к воззрениям других людей: «внешне проявляемая нетерпимость» и «внутренняя нетерпимость». «Формально проявляемая толерантность» — это просто терпимость человека по отношению к религиозным убеждениям других. Если государство обеспечивает свободу вероисповедания, то этого достаточно, чтобы говорить о том, что соблюдается принцип толерантности.
Внутренняя же толерантность означает не только терпимое отношение человека к другим религиям, не только отказ от применения силы по отношению к исповедующим другие религии, но и признание того, что человек имеет право исповедовать любую религию. Такое признание предполагает в свою очередь знание религии. Однако приверженность принципу внутренней толерантности отнюдь не означает отказа человека от своих религиозных убеждений1 . Очень много аргументов говорят в пользу того, что в современном мире внутренняя толерантность есть по сути верная, и поэтому необходимая жизненная установка. Исследования по психологии и феноменологии религии подтверждают тезис о том, что отношение человека к божественному и мир его религиозных представлений не зависят от того, какую религию он исповедует. Идентичность основных нравственных ценностей, на которых основываются практически все религии, открывает большие возможности для сотрудничества между представителями мировых религий.
В качестве специфической формы антонима религиозной толерантности — религиозной нетерпимости в наши дни проявляют себя религиозный экстремизм и международный терроризм. Вообще, «благодатной» почвой для религиозного экстремизма в первую очередь является сектантство. Разделение на секты присуще чуть ли не всем мировым религиям. Достаточно вспомнить резко негативное отношение, как то патологически яростное отрицание «Свидетелями Иеговы» христианской Церкви — как древней, до разделения ее на православную и католическую, так и ее новых направлений. Преемник Чарльза Рассела, основателя этой секты, И.Ф. Рутефорд писал: «Христианская Церковь не есть Церковь Божья. Она не уполномочена в своих действиях Богом и Христом, но является орудием в руках дьявола, которым он пользуется для ослепления искренних людей, отвращения их от Бога и Христа... Христианская иерархия есть составная часть мира Сатаны»2 .
К сожалению, в последнее время в Западной Европе появился такой феномен, как «диффамация религий», что особенно отчетливо проявляется в нападках на ислам и мусульман. Формируется стереотип отождествления религии ислама и религиозного экстремизма, терроризма. Охватившие в конце 2005 — начале 2006 года предместья Парижа беспорядкиперекинулись и охватили Бельгию, Германию и др... Как отмечает Л. Сюкияйнен: «За французским кризисом скрывается глубокий и трудно преодолимый конфликт между образами жизни и культурными приоритетами коренных граждан и переселенцев из исламских стран... Дело в том, что тезис о несовместимости мусульман и европейских культур... энергично отстаивают отдельные европейские политики, общественные деятели, публицисты и журналисты, испытывающие патологическую ненависть к исламу»1 .
В интересах международного согласия, важно, чтобы отдельные люди, общины и нации осознавали и уважали многокультурный характер человеческого сообщества и религиозное многообразие. Все государства, неправительственные организации, религиозные организации, печатные и электронные средства массовой информации призваны поддерживать и развивать глобальный диалог. Многообразие — это то богатство, которое может обогатить культурное и духовное наследие народов. В статье 1 «Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии», принятой на 31-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2004 г. говорится: «Будучи источником обменов, новаторства и творчества, культурное разнообразие так же необходимо для человечества, как биоразнообразие для живой природы. В этом смысле оно является общим достоянием человечества и должно быть признано и закреплено в интересах нынешнего и будущих поколений».
Все религии мира призывают к добру. Нет ни одной религии, у которой не было бы девиза: «Делай добро, не совершай зла!» Все религии за установление равноправия наций: как в христианстве «нет ни эллина, ни иудея, ни скифа», так в мусульманстве равноправны араб и перс, тюрк и пуштун. Христианство и мусульманство дружественны в самих основах своих учений.
Согласно Корану многообразие должно содействовать общечеловеческой солидарности, гармонии и взаимному обогащению: «О люди! Мы создали Вас мужчинами и женщинами, Сделали вас народами и племенами, чтобы вы (лучше) знали друг друга (49 : 13); «Помогайте друг другу в добрых и благочестивых деяниях, но не в грехе и агрессии» (5 : 2); Мусульмане должны вести диалог, притом «наиблагообразнейшим образом», максимально позитивным, конструктивным и доброжелательным — со всеми иноверцами (16 : 125), но особенно с людьми Писания» из числа христиан и иудеев (29 : 46). Как свидетельствует Имам ал-Бухари, есть изречение Пророка Мухаммада на этот счет: «Из всех людей в этом мире и потустороннем я наиболее близок Исе сыну Марьям». Особенно наглядно это проявляется в нашем крае. «Закалившееся в испытаниях содружество Ислама и Православия Центральной Азии, — отмечает глава Ташкентской и Среднеазиатской епархии Русской православной церкви, — развивается и в наши дни... Не то, что о конфликтах, а даже о каком-то недопонимании — и речи нет. Посетивший несколько лет тому назад Среднюю Азию представитель Антиохийского Патриархата Грек Митри назвал создавшееся здесь православно-мусульманское содружество «образцовым и поучительным для всего мира»1.
Толерантность присуща народам Узбекистана испокон веков. Еще 1,5 тысячи лет тому назад Западно-тюркский каган Истеми (552-576) прославился как толерантный правитель. В VIII веке, когда Средняя Азия была присоединена к Арабскому Халифату, неспроста, а именно благодаря духу толерантности, господствовавшей здесь до того, установился умеренный толк ислама «ахл ас-сунна вал-джамаа».
В наши дни, когда в стране интенсивно идет процесс самоидентификации, возрождения духовных ценностей, толерантность поднялась до уровня государственной политики Республики Узбекистан. Это подтверждается следующими словами Президента И.А. Каримова: «Этническая, культурная и религиозная толерантность нашего народа является еще одним неисчерпаемым источником духовного Возрождения... Толерантность стала естественно необходимой нормой для спасения от житейских потрясений и дальнейшего развития»2.
Нельзя сказать, что 15 лет независимости Узбекистана прошли гладко, без помех, по заранее накатанной колее. Наоборот, есть основания говорить, что они были довольно трудными. Несмотря на это, Правительство республики ведет взвешенную и, самое главное, толерантную политику в области межнациональных и межконфессиональных отношений. В республике абсолютно свободно функционирует более 140 национальных культурных центров и 2 249 организаций, принадлежащих к 16 религиозным конфессиям. Независимо от национальности, расы и вероисповедания законодательством страны для всех граждан Республики Узбекистан гарантированы равные права. Ибо невозможно добиться упрочения основ демократии и уважения прав человека без толерантности. Мир невозможен без толерантности так же, как развитие и демократия невозможны без мира.

Себя показать, на других посмотреть

Весна – это Навруз. Такую аналогию проводит творческая молодежь, которая в это время готовится к встрече праздника. Активными участниками неизменно становятся ребята из национальных культурных центров.
28 Февраль 2017 13:54 | прочитана 292 раз

Приумножая народные традиции

В связи с 25-летием образования Республиканского интернационального культурного центра Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что царящая в нашей республике атмосфера дружбы и сплоченности – важнейший фактор мира и стабильности, повышения эффективности проводимых реформ, роста авторитета Узбекистана на международной арене.
26 Февраль 2017 13:52 | прочитана 213 раз

Наша сила – в сотрудничестве

В Ташкенте в целях подробного изучения сути и значения выступления Президента Республики Узбекистан «Межнациональное согласие и дружбы – важный фактор мира и процветания нашей страны» на встрече, посвященной 25-летию образования Республиканского интернационального культурного центра, определения задач состоялось духовно-просветительское мероприятие.
01 Февраль 2017 13:22 | прочитана 215 раз