Себя показать, на других посмотреть ( 28.02.2017 )    Приумножая народные традиции ( 26.02.2017 )    Наша сила – в сотрудничестве ( 01.02.2017 )    Разнообразие культур, общность целей ( 26.01.2017 )    Вручены высокие награды Родины ( 25.01.2017 )   

Ташкенту-2200 лет

Центр встреч – город Ташкент

Тайны открывает медресе

Ташкент: поэтическая страничка

Ташкент на перекрестке цивилизаций

Ташкент – город знакомый с детства

Ташкент – город мира и дружбы

Ташкент – город мира, дружбы и добра

Раритеты на стендах музея

Под мирным небом Ташкента

О Ташкенте с любовью

Научно-практическая конференция на тему: «Роль Ташкента в укреплении межнациональных отношений и развитии культурно-просветительских связей с зарубежными странами»

Наталья КАН: Шейхантаур – любовь моя и жизнь

Наедине с любимым городом

К 2200-летию Ташкента. Самый живописный город

К 2200-летию города Ташкента. Дегрез – древняя и вечно молодая махалля

Конференция ассоциации молодежи РКЦ Узбекистана, посвященная 2200-летию Ташкента

Город детства и юности

Гордимся великим настоящим

В основе – добро, мир, любовь к ближнему


Тайны открывает медресе

Маруф Отаханов ( литературный псевдоним – М. Рахгузар) родился в 1944 г. в Ганчинском районе Республики Таджикистан.
В 1969 г. был принят на работу в редакцию республиканской газеты «Хакикати Узбекистон» ( ныне «Овози тожик»). В 1970-1974г.г. работал переводчиком в г.Кабуле (Афганистан), победитель республиканского конкурса «Энг улуг, энг азиз 2005 г.». В 2006 г. признан журналистом года.
Пишет на таджикском, узбекском и русском языках. Очерки, статьи Отаханова опубликованы в газетах «Узбекистон адабиёти ва санъати», «Узбекистон овози», «Правда Востока», и в других изданиях республики.
С 2008 года является председателем Таджикского культурного центра г. Ташкента.

Ташкент – один из старейших городов Востока. Несмотря на разрушительные междоусобицы в различные времена и природные катаклизмы, до нас дошло немало исторических памятников. Один из них – медресе Абулкасымхан. Медресе было построено в едином ансамбле с Мавзолеем Хонакойи Муйи Муборак. В 1892 году после смерти основателя Абулкасымхан ишана оно стало называться медресе Абулкасымхан-ишан.
В годы советской власти прекрасные сооружения комплекса были снесены, но здание медресе чудом сохранилось. В настоящее время медресе входит в число охраняемых государством исторических памятников, находится в ведении столичного отдела Международного благотворительного фонда «Олтин мерос» (Золотое наследие).
В двадцати худжрах (комнатах) размещены мастерские Художественной академии. Здесь занимаются народные мастера, среди которых много знаменитостей, членов Академии художеств Узбекистана, участники и призеры республиканских, региональных, международных выставок. Здесь в полном смысле слова возрождена и процветает наша национальная традиция – наставничество.
Во дворе медресе всегда многолюдно. Ученики школ, студенты, жители и гости столицы, зарубежные туристы, с интересом рассматривая выставленные работы, восхищаются изящными миниатюрами, узорами, тонкой работой мастеров.
Слово «медресе» (мадраса) с арабского языка переводится как учебное заведение. От входа до каждой худжры стены медресе расписывались цитатами из Корана, имеющими воспитательное и историческое значение, стихами-бейтами. В результате небрежного, халатного отношения к историческому памятнику многие надписи бесследно исчезли.
Верхняя часть молельни (мехроба) была отреставрирована в 2002 году. Здесь сохранилось два бейта на таджикском языке. Четверостишие отчеканено в стиле настаълик, арабской каллиграфией на светло зеленом фоне синими красками, и оповещает об истинном значении здания:

До чего красиво это здание, что свято как небесный рай,
Потому что хранится тут почтенный волос Пророка,
Гордясь которым, Мир пишет историю его:
«Величественный храм святых волос Пророка»

Содержание данного четверостишия говорит о том, что в этом храме хранятся волосы великого пророка Мухаммада. В строках стиха зашифрован секрет (Моддаи тарих) – год строительства медресе.
Согласно науке «абжад», все двадцать восемь букв арабского алфавита соответствуют определенным цифрам. Расшифровывая все буквы четвертой строчки бейта в медресе Абулкасымхана, находим год его строительства – 1849.
Абулкасымхан был известен не только в Ташкенте, но и за его пределами. Служение своему народу было его главной целью. Будучи последователем учения Бахауддина Накшбанди, он занимался переплётным делом и основную часть своего дохода расходовал на нужды медресе.
В мае 1892 года царские власти в Ташкенте запретили самовольно хоронить умерших на «холерном кладбище», хотя законы шариата требовали предавать покойника земле в тот же день. Истощенный беспрерывным ростом цен и эпидемией холеры, народ восстал. Для подавления восстания был вызван казачий полк. Толпа мирных жителей была расстреляна… История свидетельствует о том, что именно Абулкасымхан обращался к губернатору с объяснением, что так называемый «холерный бунт» не был направлен против царизма, народ всего лишь защищал свою веру и законы шариата. Он добился, чтобы губернатор отменил своё решение.
Снова и снова имя Абулкасымхана фигурирует в следствие по делу «Восстание против правительства». До нас дошли многие официальные письма и прошения, подписанные его рукой. Он был истинным мудрым лидером сопротивления.
Наказывая организаторов восстания, власти не приняли суровых мер по отношению к Абулкасымхану, так как его авторитет в городе был огромен. Последние дни Абулкасымхана напоминают легенду. Духовенство Ташкента, обеспокоенное эпидемией, собралось в доме Абулкасымхана. Посоветовавшись, решили совершить жертвоприношение во имя Аллаха. На следующий день Абулкасымхан ишон объявил, что принял на себя беду, которая постигла его народ, и эпидемия скоро покинет город. 4 июля 1892 года Абулкасымхан ишон скончался, а на следующий день прекратилась холера…
Известный этнограф Н.П.Остроумов писал: «На склоне лет сильно переживавший из-за последних событий Абулкасымхан скончался от холеры. Удивительно то, что после его смерти холера остановилась, и местные сарты считают, что смерть человека, посвятившего себя Аллаху, смягчает гнев Бога, который ниспослал грешникам холеру».
В книге «Сокровищница заклинаний» Авиценна писал: «Каждой вещи присуще свое свойство, некоторые из свойств еще не доступны нашему знанию. Пророки поняли это раньше других, и свое появление они объяснили причинами небесными и таковыми воспринимаются нами».


Себя показать, на других посмотреть

Весна – это Навруз. Такую аналогию проводит творческая молодежь, которая в это время готовится к встрече праздника. Активными участниками неизменно становятся ребята из национальных культурных центров.
28 Февраль 2017 13:54 | прочитана 292 раз

Приумножая народные традиции

В связи с 25-летием образования Республиканского интернационального культурного центра Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что царящая в нашей республике атмосфера дружбы и сплоченности – важнейший фактор мира и стабильности, повышения эффективности проводимых реформ, роста авторитета Узбекистана на международной арене.
26 Февраль 2017 13:52 | прочитана 213 раз

Наша сила – в сотрудничестве

В Ташкенте в целях подробного изучения сути и значения выступления Президента Республики Узбекистан «Межнациональное согласие и дружбы – важный фактор мира и процветания нашей страны» на встрече, посвященной 25-летию образования Республиканского интернационального культурного центра, определения задач состоялось духовно-просветительское мероприятие.
01 Февраль 2017 13:22 | прочитана 215 раз