Себя показать, на других посмотреть ( 28.02.2017 )    Приумножая народные традиции ( 26.02.2017 )    Наша сила – в сотрудничестве ( 01.02.2017 )    Разнообразие культур, общность целей ( 26.01.2017 )    Вручены высокие награды Родины ( 25.01.2017 )   


КУЛЬТУРА

Культура Узбекистана одна из самых ярких и самобытных культур Востока. Это неподражаемые народные традиции, фольклор, музыка, танцы, изобразительное и народное прикладное искусство, неповторимая национальная кухня и национальная одежда.

Изобразительное искусство

Народное искусство, переданное из поколения в поколение, процветает сегодня в Узбекистане. Народные умельцы применяют древние навыки типа декоративной живописи стены, резьбы по дереву и ганчу, вышивки. В Ферганской долине ремесленники используют традиционные, старинные методы чтобы ткать шелк в ярко мультицветном, геометрическом изображение, называемом хан-атлас (“король атласов”) и производят ярко синюю и зеленую керамику, используя местную красную глину и естественные пигменты.

Развитие национальной живописи началось много веков тому назад. В XVI-XVII веках в Бухаре и некоторых иных городских центрах значительных успехов достигло искусство рукописи и переплётного дела. Художественное оформление манускрипта включало изысканную каллиграфию, выполнение водяными красками тонкие орнаменты на полях. В Самарканде и особенно Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры.

В ней развивалась несколько стилевых направлений. Одно из них, связанно с традициями Камолиддина Бехзода (великий художник средневековья, основатель одного из направлений восточной миниатюры), характеризуется утончённостью письма и архитектурных фонов.

Облик современного народного искусства

Народное творчество является наиболее ярким и самобытным пластом культуры Узбекистана, уходящим своими корнями в далекое прошлое.

В нем воплотились обычаи и верования населения Узбекистана, а также тесно переплелись различные виды искусств: музыка, поэзия, танец, театр, цирк, архитектура и изобразительное искусство. По сей день фольклор в его различных формах и жанрах бережно сохраняется и развивается благодаря поддержке государства и усилиям специалистов в различных сферах деятельности. Со времен Античности и Средневековья народное творчество - носитель образа мышления и отражение духовной культуры, трудовой деятельности и быта различных этнических групп, населявших территорию современного Узбекистана. О развитии народного творчества в различные исторические периоды свидетельствуют памятники материальной культуры, труды историков и ученых-энциклопедистов центрально-азиатского региона и других стран мира. Устное народное творчество, а также преемственность национальной школы "усто-шогирд" ("мастер-ученик"), где из поколения в поколение мастера передавали свои профессиональные секреты ученикам, работая индивидуально или объединяясь в цеховые организации различного типа.

Сохранение преемственности национальных школ и внедрение новых идей, методов и технологий; сплав традиционного и новаторского; постоянный и глубокий интерес к историческому наследию в сочетании с современными формами бытования, имеющими свои характерные черты в областях и регионах Узбекистана; активная популяризация - таков облик современного народного искусства Узбекистана.

Фольклор, народные традиции

В список нематериальных шедевров мирового культурного наследия ЮНЕСКО были включены культурное наследие региона Бойсун Сурхандарьинской области Узбекистана и узбекский «шашмаком» - цикл, состоящий из нескольких классических музыкальных произведений.

В рамках проекта «Сохранение культурного наследия Бойсун для будущего поколения страны» была организована научная экспедиция, фестиваль «Бойсун бахори», проведена региональная конференция в Бойсуне. Изданы научные книги и мультимедийные диски «Искусство Бойсуна» и «Музыкальное искусство Бойсуна». Открыт музей и центр национального прикладного искусства в Бойсуне. При хокимияте создан центр по развитию культурного туризма, в Доме культуры Бойсуна открыта Фольклорная академия и обеспечен современным оборудованием.

В рамках проекта «Сохранение и развитие «Шошмаком» и передача его будущему поколению» были изданы книги «Обычаи Шошмаком и современность», «Фахриддин Содиков», «макомы Ташкента и Ферганы», «макомы Хорезма», подготовлен к печати книга Юнуса Ражабий «Шошмаком», подготовлены аудио диски и видео фильмы «Шошмаком».

Музыка

Музыка Узбекистана подобна музыке Ближнего Востока. Ей присущи сложные ритмы, которые порождают богатый мелодичный звук. Музыка представляет собой индивидуальный нюанс и творческую разновидность, хотя ритмы, в общем, следуют за структурами стиха. Многие из самых популярных узбекских инструментов имеют струны, типа рубаб или дутар.

Инструменты, подобные этим также популярны в некоторых других частях Центральной Азии, Закавказья и Ближнего Востока. Старинная традиция поющих менестрелей, или бардов, была важной частью раннего музыкального (и литературного) развития.

Узбекское народное музыкальное творчество характеризуется многогранностью тематики и разнообразием жанров. Песни и инструментальные пьесы в соответствии с их функциями и формами бытования можно разделить на две группы: исполняемые в определенное время и при определенных обстоятельствах и исполняемые в любое время. К первой группе относятся песни, связанные с обрядами, трудовыми процессами, различными церемониями, театрализованными зрелищными представлениями, играми.

Узбекский народ популярен своими песнями. Кошук - бытовая песня куплетного строения с мелодией небольшого диапазона, охватывающей одну или две строфы поэтического текста. Ряд общих с кошуком черт имеют лапар и ялла - песни также куплетного строения. Танцевальный характер мелодии этого жанра предусматривает их исполнение в сопровождении шуточных танцев.

Лапар - это песня-диалог. В Хорезме называют песни, исполняемые одним певцом. В некоторых районах термин - лапар применяется к свадебным песня "Улан" (исполняются как диалог мужчины и женщины).
Жанр ялла включает два вида песен: мелодия узкого диапазона, а запев - соло одновременно с танцем. Поэтическими текстами для песен служат народные и профессиональные стихи поэтов Востока.
Наиболее развитые образцы ашулы по существу являются жанром профессиональной музыки устной традиции. Особое место в узбекской музыкальной наследии занимают дастаны - эпическое сказание лирико-героического содержания. Макомы - составляют основной классический фонд профессиональной музыки устной традиции.

Танцы

Танцы в разных регионах Узбекистана отличаются друг от друга. Танцы ферганской группы отличают мягкость, плавность и выразительность движений, лёгкий скользящий шаг, оригинальные движения на месте и по кругу. В Хорезме и Бухаре танцуют с кайраками (кастаньеты).

Развитие национальной живописи началось много веков тому назад. В 16-17 веках в столичной Бухаре, и некоторых иных городских центрах значительных успехов достигло искусство рукописи и переплётного дела. Художественное оформление манускрипта включало изысканную каллиграфию, выполнение водяными красками тонкие орнаменты на полях. В Самарканде и особенно Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры.

В ней развивалась несколько стилевых направлений. Одно из них, связанно с традициями Бехзода (великий художник средневековья, основатель одного из направлений восточной миниатюры).

Одежда

Своеобразие одежды местных народов издавна определялось климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями. Еще в 19 в. одежда (халаты, платья, рубахи) продолжали сохранять черты архаичности: широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая формы человеческого тела. Одежда отличалась единообразием: зимняя и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме и крою.

Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата - чапана, подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки, а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат - чапан обычно подвязывался платком или платками.


Себя показать, на других посмотреть

Весна – это Навруз. Такую аналогию проводит творческая молодежь, которая в это время готовится к встрече праздника. Активными участниками неизменно становятся ребята из национальных культурных центров.
28 Февраль 2017 13:54 | прочитана 292 раз

Приумножая народные традиции

В связи с 25-летием образования Республиканского интернационального культурного центра Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что царящая в нашей республике атмосфера дружбы и сплоченности – важнейший фактор мира и стабильности, повышения эффективности проводимых реформ, роста авторитета Узбекистана на международной арене.
26 Февраль 2017 13:52 | прочитана 213 раз

Наша сила – в сотрудничестве

В Ташкенте в целях подробного изучения сути и значения выступления Президента Республики Узбекистан «Межнациональное согласие и дружбы – важный фактор мира и процветания нашей страны» на встрече, посвященной 25-летию образования Республиканского интернационального культурного центра, определения задач состоялось духовно-просветительское мероприятие.
01 Февраль 2017 13:22 | прочитана 215 раз